Рыцарева (Сорокина) Татьяна Васильевна

"Выше радуги" или чем может помочь психолог родителям малышей?

       Известно, что развитие ребенка-дошкольника в первую очередь зависит от его общения с родителями: ребенок почти сразу после рождения вступает в процесс общения с окружающими людьми; в общении со взрослыми, сначала через прямое подражание, а потом через словесные инструкции, ребенок приобретает свой жизненный опыт. Здесь играют роль многие факторы: эмоциональный контакт; последовательность в воспитании; принятие родителем ребенка; уровень контроля поведения со стороны родителей и уровень самостоятельности дошкольника. Важное значение имеет наличие сотрудничества между родителями и детьми. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стилей воспитания. Важно учитывать психологические особенности ребенка: темперамент, эмоциональное развитие, способности и многое другое. Родителю зачастую сложно уследить за всеми аспектами развития ребенка, и здесь на помощь приходит психолог.
       Помощь психолога может носить различный характер. Начнем с психологических рекомендаций. Как сказано выше, общение - необходимый компонент эмоционального развития ребенка, поэтому так важно, чтобы мама постоянно общалась с ребенком, не взирая на то, что не может получать от него адекватного ответа. Общение должно быть насыщенным, мама - включенной в этот процесс. Не должны иметь место "сюсюкания", речь должна быть взрослой - это способствует правильному формированию речи ребенка. Эмоциональное развитие ребенка напрямую связано с его интеллектуальным развитием,  эмоциональное здоровье является фундаментом для развития мышления, поэтому так важна любовь родителей к малышу и его принятие.
       Ещё одной из форм помощи психолога в развитии детско-родительских отношений является психологическая консультация, во время которой у родителей есть возможность индивидуально рассмотреть ситуацию и получить конкретные рекомендации, а также выполнять их под руководством опытного специалиста.
       Третья форма - психологический тренинг.
Тренинг -  это развивающие занятия в группе, которые включают в себя:
- увлекательные упражнения,
- задания,
- игры.
       В детско-родительской группе от 3 до 7 детей с родителями  двое ведущих. Занятия  обычно проводятся  раз в неделю в течение 3-4 месяцев в благоприятной атмосфере доверия.
       Основой совместных занятий является идея сотрудничества взрослого с ребенком, поэтому основная цель занятий - способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком, расширение возможностей понимания своего ребенка, выработка новых навыков взаимодействия с ребенком, эмоциональное принятие ребёнка.
       Чем тренинг полезен ребенку?
       Детям 2-4 лет необходимо решать встающие перед ними задачи развития. Условия, в которых можно общаться с другими, детьми дают колоссальные возможности для развития социального интеллекта, границ собственного тела, умения контактировать и многого другого. Для малышей, не посещающих детский сад, это практически первый жизненный опыт, который направляется психологами. Ребенок, не получивший общения со сверстниками, будет испытывать немалые трудности в адаптации к социальному учреждению (в первую очередь к школе).
       Ещё одним положительным результатом таких занятий является то, что к концу тренинга ребенок серьезно улучшает речь или начинает говорить, если не делал это раньше. Этому способствуют участие детишек в совместных сказках, речевых упражнениях и конечно взаимодействие с другими детьми.
       Также происходит развитие мелкой моторики, так необходимой малышам. Это происходит за счет различных упражнений: пальчиковые игры, лепка из пластилина, создание поделок и аппликаций, рисование пальчиковыми красками.
В процессе занятий происходит развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей.
       Отдельно хочется выделить главное достоинство групповых занятий: развитие контакта мамы/папы и ребенка. Это оказывается особенно важным для семей, в которых ребенок первый.
       Поскольку тренинги ведутся профессиональными психологами, осуществляется корректировка поведения ребенка. Специалист опытным взглядом сможет на ранней стадии определить, если что-то в развитии идет не так, и осуществить своевременную коррекцию.        
       Ощутить пользу такого тренинга сможет каждый, прошедший детско-родительскую программу развития.
       В конечном итоге не важно, откуда родитель черпает полезные знания для развития семьи, важно то, что он это делает!

ПЕРЕЙТИ К ПОЛНОМУ СПИСКУ СТАТЕЙ



  ГЛАВНАЯ      О НАС      КОНСУЛЬТАЦИИ      ТРЕНИНГИ      ОБУЧЕНИЕ     ДИАГНОСТИКА     ОТЗЫВЫ